Мамы, которых жизненные обстоятельства заставили отдать ребенка в детский сад, вспоминают первые дни малыша в дошкольном учреждении как страшный сон. Подавляющее большинство детей длительное время категорически отказываются прощаться с мамой на целый день – ухватившись за ее одежду или руки, горько и громко плачут. У молодой женщины, которая разрывается между необходимостью зарабатывать деньги и любовью к малышу, сердце разрывается.

Когда идет речь о детском садике, мамы больше всего спорят, с какого возраста отдавать туда ребенка. Американские психологи проследили жизненный путь детей, которые воспитывались в детском саду, и тех, кто росли при маме. Выяснилось, среди людей, которые в раннем детстве пошли в садик, намного больше с асоциальным поведением, чем среди тех, которые воспитывались дома. Американцы сделали вывод: нужно, чтобы по крайней мере до четырех с половиной лет ребенок рос возле мамы.

И в нашем обществе много проблем у взрослых людей, с которыми приходится работать психотерапевтам, - следствие психотравм, полученных в дошкольных детских заведениях. В возрасте с рождения и до шести лет закладывается фундамент для формирования личности человека – и это будет или здоровая личность, или больная.

Родители оставляют ребенка в саду на 8 часов, а это для него огромный отрезок времени. Чем меньше ребенок, тем дольше тянется для него время (говорят, что человек чувствует время в измерении единица, деленная на возраст). Плюс – контакты, которые в детском саду являются очень изнурительными, – это конкурентные отношения между детьми. Которых, в свою очередь, в каждой группе по численности слишком много. И не все дети в таком возрасте готовы к конкурентным отношениям. Тем более, в больших группах. Малыши не выдерживают психологической нагрузки, переутомляются, становятся гиперагрессивными или болезненными.

Но в наше время, как правило, нереально оставаться с ребенком вплоть до четырех с половиной лет. Многие слышали такое высказывание – «несадиковый ребенок». Мамы часто жалуются, что когда ребенок был дома – не болел, а пошел в садик – начала болеть. Нужно знать: детский организм умеет «убегать» в болезнь в тех ситуациях, когда ребенок хочет «притянуть» к себе маму или «убежать» от опасной для организма ситуации. Потому что мама - это защита, опора и любовь. То есть все то, что нужно, чтобы ребенок рос и развивался нормально. И болезнь защищает ребенка от того, что могло бы разрушить организм еще больше. Как это ни странно звучит, ребенку легче заболеть и страдать от болезни, чем оставаться без мамы. Кое-кто отдает ребенка в садик в год – как правило, такой ребенок получает очень глубокую и очень раннюю психотравму. Ребенок не помнит, что тогда с ним происходило, но от этого и психотравма еще более страшная.

Почему ребенку трудно в детском саду

Я также водила детей в детский садик, и произошло так, что моя дочь не выдержала и начала болеть. Я вынуждена была забрать ее домой. В садик отдала только через полтора года, с четырех с половиной лет. К тому же, в первые дни оставляла на короткое время, чтобы она могла лучше адаптироваться. На 15 минут, на 20, на полчаса, на час. И все равно я старалась, чтобы ребенок больше полдня в садике не был.

Тем мамам, которые отдают ребенка в детский садик, нужно очень индивидуально подходить к каждой конкретной ситуации. Наблюдать, как ребенок реагирует, как он чувствует себя. Очень важно, хочет ли идти к своей воспитательнице, или нет. Хорошо, если у воспитательницы устанавливаются с ребенком теплые эмоциональные отношения. Тогда и те психотравмы, которые он получает, не такие тяжелые. Если же ребенок категорически не хочет идти к своей воспитательнице, стоит над этим задуматься и, возможно, даже сменить группу.

Понять ребенку, почему маме придется отдавать его – сложно. Что бы мы ему не говорили, он сам находит для себя адекватное объяснение того, что происходит. Ребенку кажется, что его больше не любят, что родители его бросили. Я однажды привела свою дочь в детский садик и вдруг услышала хор плача. Двери были приоткрыты в группу двухгодичных детей, я туда заглянула. Утром всех детей посадили на горшки, и они все плакали. Все. Какие глубокие страдания были на их лицах! Ребенок, который научен страдать с детства, вырастет и также будет создавать вокруг себя страдание. Потому что жить в страданиях она умеет, а жить без страданий – не научен. Став взрослым человек отрабатывает опыт жизни, приобретенный в детстве. То есть в проблему вплетается еще и социальный фактор – от того, счастливы ли наши дети, будет зависеть, построят ли счастливое общество они.

Существует мнение, что дети, которые ходили в садик, более адаптированы к жизни. Они умеют бороться - давать сдачу, отстаивать свое мнение. То есть они более конкурентоспособны. Правда, не всегда приемлема форма этих конкурентных отношений. Садик - это и плюс, и минус. Все будет зависеть от того, будете ли вы подходить к проблеме мудро. Хорошо бы было, если бы в садиках работали специалисты, которые бы помогали и мамам, и детям адаптироваться в дошкольном заведении. И которые также способствовали бы налаживанию хороших отношений между родителями и воспитателями. Так как отношения между воспитателями и родителями также влияют на детей.

Еще статьи