Любовь и теплоту со стороны одноклассников дети чувствуют реже, чем эмоциональную поддержку со стороны учителей.
Существует определенная категория детей, которые считают, что учителя их любят, относятся к ним с теплотой, а одноклассники — нет. Детская жестокость отличается от жестокости взрослых, потому что ребенок не имеет злых намерений, действует импульсивно, не представляет последствий своих действий.
В поведении подростков часто наблюдаются случаи жестокого обращения, издевательств.
Нередки такие случаи и в школе. Например один может увидеть новые запчасти Опель у отца и похвастаться перед одноклассниками, а другие ему позавидуют. И вот вам первая ссора!
Причинами появления жестокости среди школьного окружения подростков в существующей системе воспитания могут быть ошибки в системе школьного воспитания: игнорирование мнений, обиды, психическое и физическое насилие, необъективное отношение.
Поэтому важное значение приобретают: положительный личный пример учителя, благоприятный микроклимат в классе, разъяснения примеров позитивного поведения, упражнения детей в положительных поступках, воспитание у них чуткости, бескорыстия, душевности, доброты, человечности, милосердия.
В рамках школьного окружения надо устранить причины усиления конфликтов из-за имущественного неравенства учащихся за материальным достатком родителей. Это осложняет отношения, как между детьми, так и между педагогами.
Выявлена прямая зависимость между чувством теплоты со стороны одноклассников и материальным положением детей: чем выше уровень благосостояния, тем увереннее дети чувствуют себя в отношениях со своим школьным сверстниками.
Следовательно, обеспечение базовых прав детей, прежде невозможно без повышения уровня жизни населения. Конечно, решение этой проблемы зависит, в первую очередь, от изменения экономической ситуации в стране, оказания реальной материальной и социально-психологической помощи малообеспеченным семьям с детьми.
Вариантом изменения проявлений жестокого отношения к детям из наиболее социально незащищенных групп может быть создание в школах определенных ученических организаций, которые помогали бы защищать права каждого ребенка.